Какие вы знаете корабли-призраки? Задав этот вопрос, мы с удивлением обнаружили, что мало кто из опрошенных людей может назвать суда, к которым можно было бы применить этот термин. Те, у кого получилось вспомнить «Летучего Голландца», знали его историю лишь по фильму «Пираты Карибского моря». Поэтому мы в Viveva решили познакомить вас с самыми известными мифическими кораблями, внушающими ужас морякам, как двести лет назад, так и по сей день.
«The Flying Dutchman»
Мифов о «Летучем голландце» очень много. Наиболее известный гласит, что пытаясь обогнуть мыс Доброй Надежды, корабль оказался в страшном шторме. Но капитан Филипп Ван дер Деккен не внял просьбам команды переждать шторм в ближайшей бухте. Матросы пытались поднять бунт, который был жёстко подавлен. И капитан дал клятву, что никто не ступит на землю, пока они не обойдут мыс, пусть даже потребуется целая вечность. И все услышали глас с небес «Да будет так!». И теперь Ван дер Деккен с командой, не способные ступить на берег, обречены блуждать по морям.
Другие варианты легенды являются производными основного варианта с разницей лишь в местах и именах. А впервые упоминание о проклятом судне появилось в 1795 году в книге вора, каторжника и писателя Джорджа Баррингтона «A Voyage to Botany Bay».
«Octavius»
Классическая версия из заметки «Опасности плавания в высоких широтах» 1828 года повествует о том, что в китобойное судно «Herald» 11 октября 1775 года обнаружило близ Гренландии среди айсбергов корабль в плачевном состоянии. В результате обследования выяснилось, что все члены экипажа погибли от холода. Смерть застала людей за обычными занятиями: один из мужчин сидел за столом перед судовым журналом, другой был на полу с огнивом в руках около мальчика, накрытого бушлатом, в постели лежала женщина. В носовом кубрике обнаружились замёрзшие тела ещё 28 человек. Суеверные матросы отказались дальше обыскивать корабль, забрали журнал и вернулись на «Herald». Последнее сообщение в журнале датировано 11 ноября 1762 года и сообщающее, что спасения нет - огонь погас, а корабль уже 70 дней зажат во льдах. Название судна в заметке не сообщалось, хотя утверждается, что китобойцам удалось его выяснить.
В дальнейшем эта история переиздавалась множество раз, обрастая новыми подробностями. О корабле писали стихи, давали имена «Jenny», «Gloriana», «Greenland». Последний появился в статьях англоязычной прессы под влиянием сообщений о пропавшей экспедиции Франклина.
Название «Octavius» возникло гораздо позже в 1960 году в книге «Stranger Than Science» с лёгкой руки Френка Эдвартса - уфолога, криптозоолога и поклонника журналов о паранормальных явления. Окончательный вид легенда приобрела в рассказе известного конспиролога Винсента Гэддиса (название «Бермудский треугольник» придумал именно он).
«Lady Lovibond»
13 февраля 1748 года молодожёны Саймон Рид и Аннет на принадлежащем им судне Леди Ловибонд направлялись в Португалию из Британии. Джон Риверз, первый помощник Саймона, влюблённый в невесту капитана, ревновал и не находил себе места. У него начались неуправляемые приступы ярости, и в один из таких моментов он, схватив кофель-нагель, напал на рулевого. Встав после за штурвал корабля, он целенаправленно посадил его на мель Гудвина в проливе Ла-Манш. Судно разбилось, когда члены команды праздновали брак на нижней палубе, и никто не смог спастись. Ведь песчаная отмель Ла-Манша длиною в 16 километров опасное место. Здесь нашли своё последнее пристанище более 2000 кораблей. Когда они садились на мель, песок вымывался прибоем, и суда разламывались пополам.
Век спустя после катастрофы, в 1848 году, рыбаки заметили, как на отмели разбился корабль. По их описаниям он был похож на Lady Lovibond. Спасательным шлюпкам, направленным на помощь, не удалось судна обнаружить. Ещё через сотню лет призрак увидел капитан Балл Прествик. По его словам от него исходило мистическое зеленоватое сияние.
По сложившейся традиции фантом появится в 2048 году. Будем ждать, ведь осталось не так долго. Возможно, кому-нибудь захочется увидеть всё своими глазами и подтвердить или опровергнуть легенду. Учитывая, что история произошла накануне Дня святого Валентина, в путешествие по Ла-Маншу можно взять свою вторую половинку. Но запомните, никаких холостых первых помощников!
«El Caleuche»
По преданиям он плавает по морям вокруг Чилоэ, архипелага в южной части Чили. Появляется исключительно по ночам, но всегда из тумана или из дымки, но может путешествовать и под водой. На палубе всегда зажжены огни и слышится приятная музыка. Считается, что капитаном является опасный и сильный волшебник. Как и его подчинённые, он ходит по палубе с чёрным деревянным распятием на груди, укутанный в шкуру животного. Никто из них не помнит своей прошлой жизни. Ничего не отражается в их холодных рыбьих глазах. Горе тому, кто увидит Калеуче - свидетели чаще всего погибали или лишались разума. Некоторым смельчакам удавалось скрыться, но им требуется немало сил, что бы избежать в будущем встреч с призрачной командой. Но бывает и так, что Калеуче принимает на борт человека. Ему показывают подводные города и хранящиеся в них несметные богатства. Его щедро одаривают и отпускают, взяв клятву о неразглашении. Хотя всё не так приятно, как кажется на первый взгляд: человек, получивший такой подарок, обязан отдать в обмен душу или ребёнка для службы на корабле. Если же человек проболтается, то команда, состоящая из колдунов, ведьм и призраков погибших моряков, ему обязательно отомстит.
«Young Teazer»
Американская каперская шхуна Young Teazer, промышляла охотой на торговые суда близ берега Галифакса. Но в июне 1813 года её зажал в заливе Махон близ полуострова Новая Шотландия британский линейный корабль «HMS La Hogue», имеющий на борту 74 пушки. Вместе с присоединившимся к нему «HMS Orpheus» они в сумерках приготовились к атаке. Но при их приближении на шхуне раздался сильный взрыв, потопивший её. Те, кому удалось выжить, рассказали, что подрыв боеприпасов на корабле устроил первый лейтенант Фредерик Джонсон, решив, что шансов на спасение нет.
Год спустя, 27 июня, местные жители, по их словам, стали свидетелями того, что огненный Янг Тизер поднялся из морских глубин там, где затонул, но вскоре исчез в клубах дыма и огня. Уже на следующий год к заливу начали съезжаться все, кто хотел убедиться в реальности этих фантастических рассказов. Говорят, что и в ту ночь Янг Тизер снова появился и, по заверениям людей, появляется до сих пор. Жители окрестных селений утверждают, что шхуну можно видеть ночью в тумане при полной луне. Правда ли это или способ заманивания туристов - оставим всё на совести рассказчиков.
Примечание: Каперство - это военные действия против торговых судов враждебного государства. Оно осуществляется частными лицами, получившими специальное разрешение. Команда каперской шхуны с окончанием контракта часто начинала пиратствовать на этом же корабле.
«Eliza Battle»
Великолепный пароход из дерева для богачей загорелся февральской прохладной ночью 1858 года. Сильный ветер способствовал тому, что огонь быстро охватил все конструкции. И пассажиры, одетые только в ночное бельё, вынуждены были спасаться в ледяной воде. Некоторым повезло зацепиться за плавающие хлопковые тюки. Погибло 26 человек из 100 (по другим сведениям, полученным из письма капитана буксира Sylph Гарри Э. Миллиера, погибло от 80 до 90 человек). А Eliza Battle и по сей день покоится на дне Томбигби-Ривер по координатам 32.24359°с.ш. 88.01238°з.д.
Люди, проживающие поблизости, заверяют, что весной в полнолуние во время половодий фантом можно видеть плывущим вверх по течению. Палуба сияет огнями, играет музыка, веет радостным настроением. Но рыбаки утверждают, что это обманчивое впечатление - встреча с Eliza Battle приносит неприятности всем судам, встретившим её на реке.
«HMS Eurydice»
В 1878 году снежный шторм близ острова Уайт стал неожиданностью для учебного судна ВМС Великобритании «Эвридика». Не успев развернуться и убрать паруса, оно опрокинулось и затонуло. Только двое из 319 членов экипажа спаслись, большинство замёрзло в холодной воде. Одним из свидетелей катастрофы был молодой Уинстон Черчилль, который жил в то время в Венторе со своей семьёй. Корабль был сильно повреждён, и его пришлось разобрать на металлолом. Но с тех пор призрачную «Эвридику» часто видели в том районе, где случилось крушение. Среди свидетелей появления фантома немало людей, которым можно доверять. Среди них член Британской королевской семьи принц Эдвард, заявляющий, что видел трёхмачтовый корабль 17 октября 1998 во время съёмок сериала «Корона и страна». Съёмочная группа также утверждает, что запечатлела его изображение на плёнку. Имеется сообщение командующего подводной лодкой Королевского военно-морского флота Ф.Липскомба, который принял манёвр уклонения, что бы избежать столкновения с призрачным судном. Но тот мгновенно исчез.
Известны ли вам какие-либо ещё легенды о кораблях-призраках?